logo
КейсыСтатьиО насКомандаКонтакты
+7 (495) 147-40-46 ­ WhatsApp ­ Telegram
В МВД не дают ознакомиться с материалом проверки?

Вопрос об ознакомлении заявителей с материалом проверки, проведенной в порядке ст. 144 – 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), в частности в с материалом об отказе в возбуждении уголовного дела является довольно актуальным в деятельности сотрудников органов внутренних дел и, к сожалению, в связи с тем, что правовые основания данной процедуры практически не доведены до сведения большинства сотрудников, в частности до сотрудников территориальных подразделений, которым наиболее часто приходится «сталкиваться» с заявителями, нередко возникают конфликтные ситуации.

Сегодня мы поговорим об этом.

Согласно ч. 1 ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – направление в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

При этом в УПК РФ не содержится положений об ознакомлении с материалами проверки, проводимой в порядке ст. 144 – 145 УПК РФ, по ее окончанию, в частности с материалом об отказе в ВУД. Часть 2 статьи 145 и ч. 4 ст. 148 УПК РФ содержат только обязанность извещения заявителя о результатах проведения такой проверки.

Однако согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица ОБЯЗАНЫ обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Данное право является одной из гарантий фундаментального права на защиту достоинства личности, вытекающего из ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации.

В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а федеральное законодательство не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч. 2 ст. 145 и ч. 4 ст. 148 УПК РФ не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, указанные нормы уголовно-процессуального закона не могут рассматриваться как препятствующие гражданам защищать свои права и свободы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе использовать право на доступ к информации и правосудию при обжаловании в суд решений органов предварительного расследования.

Также следует отметить, что п. 2 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гласит о том, что гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Не содержат ограничений права заявителя на ознакомление с материалами, послужившими основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, и положения Федерального закона Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон полиции) и Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных.)

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о полиции полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Частью 5 ст. 30 Закона о полиции, не возлагая на сотрудника полиции обязанность давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы для ознакомления, гарантирует правовую защиту сотрудника полиции во время проведения им проверочных мероприятий и в то же время не регламентирует основания и порядок ознакомления граждан с этими материалами после того, как производство по делам и материалам будет завершено, в том числе и вынесением в установленном порядке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Положения Закона о персональных данных» регулируют отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным (часть 1 статьи 1). Следовательно, действие Закона о персональных данных» не распространяется на отношения по собиранию, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и сам по себе он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и проверок сообщений о преступлениях.

Можно также привести позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 6 ноября 2014 года № 27-П, согласно которому использование уполномоченными должностными лицами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результатов оперативно-розыскной деятельности, хотя и включенных, как следует из п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и ч. 1 ст. 12 Федерального Закона Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в перечень сведений, составляющих государственную тайну, но содержащих лишь информацию о наличии или отсутствии признаков преступления и о других обстоятельствах, имеющих значение для принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела, а значит, не выходящих за пределы, за которыми ознакомление заинтересованного лица с фактическими данными, полученными процессуальным путем, и процессуальными актами, отражающими способ их получения, в целях обжалования указанных решений, нарушающих, по мнению этого лица, права и свободы, наносило бы ущерб обеспечению государственной тайны, не может служить препятствием для ознакомления этого лица с процессуальным решением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами, дающими основание для его вынесения.

Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 23 ноября 2017 года № 32-П, согласно которому лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области оперативно-розыскной деятельности, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела.

Лишение данной возможности фактически обессмысливает право на судебную защиту лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются этим постановлением.

Сохранность же гостайны в этом случае может быть обеспечена через специальные механизмы, предусмотренные законом: предупреждение о неразглашении гостайны и о привлечении к ответственности в случае ее разглашения, хранение копий и выписок из документов вместе с материалами проверки сообщения о преступлении.

При этом уполномоченные должностные лица обязаны предпринимать все возможные меры, чтобы в материалах такой проверки содержались лишь те сведения, которые необходимы для принятия соответствующего процессуального решения, и тем самым исключать возникновение коллизии между требованиями защиты гостайны и гарантиями права лица на ознакомление с упомянутыми материалами.

Вышеуказанным правовым нормам вторят и положения Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года № 707, в частности п. 9.2, согласно которому гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайн.

Июнь 07, 2024